in

Культовые ведущие советского ТВ: чем они прославились и за что их любили

Культовые ведущие советского ТВ: чем они прославились и за что их любили

Многих ведущих старого, ещё советского телевидения люди сейчас вспоминают с ностальгией. И не только потому, что дикторы ТВ были частью их детства и юности. Высокий профессионализм и высокая же этическая планка – вот что, по мнению людей, отличает легендарных работников старого телевидения Советского Союза.

Одним из дней рождения советского телевидения можно назвать 1 мая 1931 года, когда состоялась первая экспериментальная телепередача, или 1 октября того же года, когда началось ежедневное вещание – правда, ограничено по времени получасом. В июне 1941 года телевещание прекратилось и возобновилось только 7 мая 1945 года. Кстати, это рекорд – таким образом СССР стал первой страной, в которой после установления мира возобновили телевещание.

В шестидесятых годах в СССР появилась уже третья программы телевещания. И если по второй, как и по первой, транслировали новости и тематические передачи, но третья была призвана сделать доступнее образование по всей стране (точнее, в тех её уголках, где ловилось телевещание).

По третьему каналу транслировали уроки по школьной программе, научно-популярные фильмы, которые могли заменить лекции на кружках, фильмы на иностранных языках с субтитрами и образовательные передачи. Часто какая-нибудь сложная тема освещалась на третьей программе одновременно с тем, когда её начинали разбирать в школе. Увы, но ограничивалось вещание этой программы только Москвой и Московской областью.

Всего у Центрального Телевидения к концу жизни СССР было шесть программ вещания, две из них – общесоюзные. Кроме того, существовали местные телеканалы во всех или почти всех крупных городах. В таких городах были свои местные телезвёзды. Их чтят до сих пор, но всё же есть ряд имён, которые гремели на весь Советский Союз – с центральных телеканалов.

Ангелина Вовк: лицо советского музыкального телевидения

Ангелину Михайловну обожали взрослые и дети. Она вела передачи для тех и других и отметилась в нескольких культовых проектах. Дети считали её тётей из «Будильника» и «Спокойной ночи, малыши!», взрослые ассоциировали с музыкальными передачами «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск». Она вела трансляции с концертов, музыкальных конкурсов и фестивалей.

Ангелина Вовк

РИА Новости

Многие удивлялись, как молодая женщина с такими безупречными внешностью и дикцией не добралась до должности диктора новостей. На самом деле, с этой должности Вовк было начало – но не вытянула. Не могла представить себя говорящей важным, серьёзным тоном понаписанное другими людьми на бумажке – и прыскала со смеху. Так что переход к развлекательным передачам для неё был поиском своего места – и она его нашла.

Устроилась на телевидение Ангелина Михайловна без семейного блата. Она вообще была сиротой, как и многие тогда: отец, военный лётчик, погиб в 1944 году, и Ангелину поднимала одна мать. Девушка мечтала стать актрисой и после школы пошла в ГИТИС. Прошла, но отдаться полностью учёбе не могла себе позволить – подрабатывала параллельно. У Ангелины Вовк была модельная внешность, красивая походка, и она устроилась манекенщицей.

В итоге после получения диплома Вовк не пошла ни по модельной линии, ни по актёрской – снялась только в двух фильмах. Всю жизнь она посвятила телевидению и таких успехов, что, когда (по любви!) вышла замуж за чешского архитектора и кинохудожника, намертво отказывалась переезжать к нему навсегда – не хотела променять всесоюзной славы на попытки строить карьеру с нуля в чужой стране или вовсе отказ от карьеры.

Их брак, однако, продлился столько же, сколько и многие другие, более обычные браки: тринадцать лет. А что касается славы и карьеры, то после развала СССР Вовк не потеряла ни того, ни другого. Она вела много разных проектов. Одним из самых ярких стал, наверное, «Няня спешит на помощь» на канале «ТНТ».

Сергей Капица: очевидное – невероятное!

В 1973 году состоялся первый выпуск телепередачи, которую вёл ни много, ни мало, а видный учёный-физик. Сергей Капица и до того появлялся на телевидении, но в виде разовой акции: объяснял школьникам с экранов законы сохранения энергии и сохранения импульса. Примерно в то же время выпустил научно-популярную книгу «Жизнь науки», которая стала хитом и среди подростков, и среди взрослых. То и другое навело руководство Центрального Телерадиовещания на мысль пригласить Сергея Петровича вести собственный проект.

Сергей Капица

РИА Новости

Несмотря на название, в котором стояло слово «невероятное», Капица не рассматривал вопросы чудес, которые нельзя было объяснить с точки зрения науки. Напротив – в передаче рассказывалось о научных открытиях, технических прорывах, просто интересных изобретениях. Затрагивались те же вопросы, что в научной фантастике: как наука сосуществует с обществом и как влияет на него, как может измениться жизнь в глобальном смысле в связи с техническим прогрессом. Многие советские подростки решили пойти в физику или в инженеры благодаря передаче Капицы. Параллельно он, надо сказать, продолжал свою научную деятельность, а также читал лекции в институте.

К сожалению, всесоюзная популярность обернулась для Сергея Петровича своей чёрной стороной. На Капицу напал ментально нездоровый человек, который нарочно для этого приехал из Ленинграда. Во время перерыва в лекции, когда физик вышел из аудитории, ленинградец ударил Капицу по голове туристическим топором. Несмотря на два удара лезвием, Сергей Петрович изловчился, вырвал топорик из рук нападающего и оглушил того обухом. После этого он ещё смог дойти до кафедры – оттуда его на стол нейрохирургам увезла уже «Скорая».

Это произошло в 1986 году. Выписавшись, Капица вернулся и в институт, и – несмотря на связанные с этим опасностями – на телевидение. Его передача просуществовала до 2012 года. Когда руководство телеканала ОРТ решило поднять рейтинги передачи за счёт разоблачения советских учёных (многих из которых Капица знал лично) и лженаучных тем, Сергей Петрович решительно распрощался с проектом.


Главные врачи советского ТВ: Аксельрод и Белянчикова

В программах телевещания в СССР было две легендарных передачи о медицине, которые вели профессиональные медики. Одна из них, «Вы – 03», рассказывала о том, как оказать доврачебную помощь до прихода «Скорой» или до транспортировки пострадавшего в больницу. Её вёл врач-реаниматолог Альберт Аксельрод. Вторая, «Здоровье», прославила гематологиню Юлию Белянчикову. Про обе передачи говорят, что они спасли немало жизней.

Юлия Белянчикова

РИА Новости

Альберт Юльевич родился в семье врачей. В некотором роде потомственной докторицей была и Юлия Васильевна: та же профессия была у её матери. Детство обоих пришлось на суровые военные годы. Юлия Васильевна была слишком мала, чтобы запомнить её как следует; она родилась в Москве и провела там всю жизнь. Альберт Юльевич родился в Воронеже и в семь лет был эвакуирован в Уфу.

Прославились они не только телепроектами. Аксельрод организовал и возглавил первый в стране Центр выездной реанимации, создал отдел нейрореанимации в Боткина. То самое, куда увезла «Скорая» Капицу и где спасли его жизнь и гениальный мозг. Белянчикова оставила медицинскую практику, но вдобавок к телепередача редактировала журнал «Здоровье». Надо сказать, ей тоже пришлось попасть в нейрореанимацию – в девяностых на неё напал грабитель и тяжело ранил в голову. Она выжила и потом жила ещё довольно долго, продолжая работать в медицинских проектах.

Юрий Сенкевич и его кинопутешествия

В 1985 году книга рекордов Гиннеса зарегистрировала «Клуб кинопутешественников» как старейшую советскую телепередачу. Этот проект был посвящён популяризации туризма. Большая часть его экранного времени была посвящена интересным уголкам СССР, а в конце шло несколько сюжетов о зарубежных странах, одна из которых обязательно была социалистической.

Юрий Сенкевич

РИА Новости

Многие в наше время не знают или не помнят, что и международный туризм в СССР существовал – причём съездить отдохнуть можно было именно в капстрану. Другой вопрос, что и турпрограмма, и отдых выглядели совсем по-другому, не как в наше время. Передвигались туристы только организованными группами под бдительным надзором экскурсоводов. Перед выходом с круизного корабля или из отеля экскурсовод тщательно инструктировал туристов о правилах поведения – чтобы не уронить облик советского гражданина в глазах иностранцев.

В отдых редко входили часы на пляже (загорали обычно на палубах лайнеров), зато обязательно – культурные достопримечательности, обзор жизни незащищённых слоёв населения (с подтекстом, что таковых слоёв в СССР нет) и шоппинг. В отличие от современного шоппинга, целью были не сувениры, а обычные предметы потребления, только из тех, которых недоставало на советском внутреннем рынке.

Так вот, многие советские граждане решали копить деньги на тур за границу, выбрав страну по передаче «Клуб кинопутешественников» (а также по журналу «Вокруг света»). Правда, многие не могли и надеяться на путешествие: существовал такой термин, как «невыездные».

До восемьдесят восьмого года передача скорее походила на киножурнал с совсем небольшой ролью ведущего, и только во время Перестройки стала полноценной передачей. В этом формате она просуществовала до 2003 года. Её ведущим с 1973 года был врач Юрий Сенкевич. Он прославился, среди прочего, тем, что в 1969 году вошёл в состав экспедиции Тура Хейердала.

Знаменитый путешественников отобрал кандидатуру Сенкевича, исходя из того, что Юрий Александрович специализировался на проблемах медицины в экстремальных условиях и имел опыт работы в Арктике. Хейердал, правда, собирался пересечь Атлантический океан на лодках из папируса, построенных по технологиям древних египтян, но рассудил, что специалист по экстремальным условиям должен отличаться достаточной гибкостью мышления.

Уже став телеведущим, Сенкевич участвовал в первой советской экспедиции на Эверест. Его передача оставалась неизменно популярной, даже после развала СССР. Её закрыли только в связи со смертью ведущего. Он умер прямо на рабочем месте от сердечного приступа. До самых последних дней Сенкевич и Хейердал продолжали приятельствовать, и знаменитый путешественник звонил Юрию Александровичу в больницу после его предыдущего инфаркта.

Криминальная хроника Страны Советов: Безуглов и Краузе

Передачу «Человек и закон» многие считают появившейся то ли в Перестройку, то ли в девяностые, и нешуточно удивляются тому, что первый её выпуск вышел 10 марта 1970 года. На советских экранах открыто показывали, что в стране Советов есть преступность? Но основной акцент передачи, несмотря на то, что сюжеты действительно были посвящены преступлениям, был на работе правоохранительных органов, сумевших оберечь советских граждан от злоумышленников.

Дело в том, что работа в милиции традиционно воспринималась населением как одна из худших возможных карьер, и власти принимали разного рода усилия для улучшения репутации этой работы и повышение её престижа. Кроме того, передача напоминала о том, какие действия являются преступными и чем могут обернуться в перспективе для того, кто их совершит.

Как и многие передачи, «Человек и закон» частично проходил в формате киножурнала, то есть сюжеты шли в виде документальных короткометражек. Формат передачи был новаторским, неожиданным. Он представлял собой задумчивый диалог ведущих, рассуждающих о подробностях дела, оправданиях преступников, поворотах в расследовании. Это разительно отличалось от того, как подавалась криминальная хроника (правда, не по телевидению, а в газетах – или в телеэфирах, изображаемых в кино о зарубежной жизни). Между отснятыми сюжетами в эфир шла запись студийных интервью, например, с представителями МВД.

Этими ведущими были Анатолий Безуглов и Юрий Краузе. Им постоянно приходилось сталкиваться с жёсткой редактурой готового материала – чтобы, мол, без чернухи, но энтузиазма у авторов передачи не убавлялось. Безуглов при этом – действительно юрист по образованию. До того, как прийти в журналистику, он шесть лет проработал прокурором. До телевидения сотрудничал с печатными изданиями. Кроме того, он написал множество популярных в своё время детективов. В 1985 году его, как и Краузе, наградили премией МВД СССР – именно за передачу «Человек и закон».

источник